Сайт учителя

русского языка и литературы

Винниковой

Натальи Ивановны

 


 

Вариант 6

 

Прочитайте текст и выполните задания.

 


Вопросы 1-7 (уровень A)

Вопросы 8-21 (уровень В)


(1) Выросла рябинка при дороге.

(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого до­щатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подрос­ток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6) Деревце запылало, как кос­тер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись на­встречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы по­сле крепкого рукопожатия.

(8) Шла мимо девочка. (9) Увидела рябинку, поахала.

(10) — Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка — это ведь так мало, ниче­го с деревцем не случится.

(12) И она была по-своему права.

(13) Ехал на машине усатый дядька.

(14) — Ух ты... (15) Прямо картинка... (16) Шикарно!

(17)Он остановил машину, вылез из-за руля. (18)Ветки рябины так и затреща­ли под его сильной рукой.

(19) — Вот какая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

(20) Что ж, он был по-своему прав.

(21) Под вечер шли туристы.

(22)  — Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной ветке. (24) 3ря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25) Мы народ орга­низованный, должны подавать пример...

(26) Шел в сумерках влюбленный.

(27) — Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

(29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и су­мел-таки дотянуться.

(31) — Все равно последняя кисть, и она уже дереву не поможет... (32) А Люсень­ка обрадуется.

(ЗЗ) На другой день приехал хозяйственник.

(34) — Что это еще за уродец? — строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

(35) — Убрать. (З6) Срубить. (37) А то весь вид портит. (38) И он по-своему был прав.

(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.

(По Н. Соколовой)


К каждому заданию 1 – 7 даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный

1.

Какое из высказываний, приведённых ниже, сдержит ответ на вопрос:

«Какова позиция автора в данном тексте?

1. Авторская позиция отсутствует.
2. Позиция автора проявляется через изобразительно-выразительные средства.
3. Автор осуждает действия людей.
4.  Он проявляет равнодушие к поступкам людей.
2. Почему люди восхищались рябинкой?
1.  Плоды рябины полезны для здоровья.
2.  Она радовала людей своей красотой.
3. Рябина – очень редкое для тех мест дерево.
4. Хороша рябина весной!
3.

Как характеризует хозяйственника информация, заключённая в предложениях  № 33 – 38?

1.  Он заботливый хозяин.
2.  Хозяйственник не умеет ценить красоту.
3. Этот человек равнодушный.
4. Он принял верное решение.
4. Укажите, в каком значении употреблено слово «история» в предложении №39?
1. Факты.
2. Наука.
3. Происшествие.
4. Приключение.
5.

В каком варианте ответа содержание второго предложение противопоставлено содержанию первого?

1. (39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет.

2. (29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

3. (1) Выросла рябинка при дороге.(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого до­щатого забора.

4.  (6) Деревце запылало, как кос­тер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись на­встречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы по­сле крепкого рукопожатия.

6.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор сравнивает склеенные листья рябины с пальцами после крепкого рукопожатия

Это сравнение говорит о том…

1)  что природа для нас как настоящий друг.
2)  что недавно прошёл дождь и рябинка намокла.
3)  что он не любит природу.

4)  что автор, нежно и трогательно описывая красоту природы, заставляет нас присмотреться ко всему живому.

7.

Укажите, каким средством художественной выразительности является слово «бездушные» в предложении №28 :

«Бездушные люди, не умеют беречь красоту!»

1. Сравнение.
2. Олицетворение.
3. Эпитет.
4. Метафора.

Ответы на задания 8 – 21 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.


Замените слово «застенчиво» из предложения №7 синонимом, запишите это слово.

8.


Из предложения № 22 – 27  выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глагола».

9.


Из  предложений № 19 - 25  выпишите слово с  приставкой  пре-(при-).

10.


Из предложений № 29 - 33  выпишите слово, в котором правописание Н(НН)  определяется правилом: «В суффиксах существительных пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы».

11.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) при сравнительном(ых)  обороте(ах).

Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, (1)   ярко и празднично окрашенных.  Деревце запылало, (2) как кос­тер на юру.  Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись на­встречу солнцу, (3)   и после дождя, (4)   когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, (5)склеенные, (6)как пальцы после крепкого рукопожатия.

12.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, (1)    которую никто, (2)    видимо, (3)    не смог достать.  Влюбленный был высокого роста, (4)    он встал на цыпочки и су­мел-таки дотянуться.

— Все равно последняя кисть, (5)    и  она уже дереву не поможет...  А Люсенька обрадуется.

13.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

— Эх,(1)какое дерево искорежили,(2)смотреть больно. Бездушные люди, (3)  не умеют беречь красоту!

На рябинке горела одна-единственная яркая кисть,(4)   которую никто,(5) видимо, (6)   не смог достать. Влюбленный был высокого роста, (7)   он встал на цыпочки и су­мел-таки дотянуться.

14.


Замените словосочетание «бездушные люди» ( предложение  № 1), построенное на основе согласования,  синонимичным словосочетанием со связью управление.

15.


Выпишите грамматическую основу предложения № 41.
16.


Среди предложений № 6 – 11  найдите предложение с однородными обстоятельствами. Напишите   его номер.

17.


Среди предложений  № 2 - 6 найдите предложение с обособленными одиночными определениями. Напишите его номер.

18.


Укажите количество грамматических основ  предложения № 7.
19.


Среди предложений № 8 – 17  найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер
20.


Среди предложений № 2-7 найдите сложное предложение с тремя придаточными.  Напишите его номер.
21.

 
Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».