Сайт учителя

русского языка и литературы

Винниковой

Натальи Ивановны

 


 

Вариант 7

 

Прочитайте текст и выполните задания.

 


Вопросы 1-7 (уровень A)

Вопросы 8-21 (уровень В)

     (1) Осенью лес молчит. (2) Такая тишина. (3) 3а сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4) В предчувствии холодов умолкли птицы. (5) Ни звука. (6) В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

      (8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9)Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14) В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15) Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало исто­ченную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16) Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

    (17) Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой дву­стволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18) Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

    (20)  -  Зачем?

    (21)  -  А просто так...

    (22) Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола па­трон и сунул его в карман.

      (23) Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в са­модельные пистолеты и новые двустволки? (24) Кто должен научить их беречь и лю­бить природу? (25) Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и непривет­лив? (26) Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, ост­ровком темнеющую в поле?

(В.Песков)

К каждому заданию 1 – 7 даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный

1.

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Что означает для автора-рассказчика прогулка в лесу?»

1. Изучение состояния окружающей среды.
2. Заготовка даров природы.
3. Наслаждение красотами природы.
4. Охрана леса от браконьеров.
2. Почему юноша убил дятла?
1. Ради развлечения, испытывая своё новое ружьё.
2. Его раздражал стук дятла.
3. Он хотел убить именно эту птицу.
4. Он случайно попал в дятла.
3.

Как  выражена позиция автора по отношению к  произошедшему в лесу?

1. Он проявляет равнодушие к поступкам людей.
2. Авторская позиция отсутствует
3. Позиция автора не выражена ясно.
4. Автор осуждает действия юноши.
4. Укажите, в каком значении употреблено слово «музыка» в предложении №6?
1. Мелодия.
2. Песня.
3. Размеренные звуки.
4. Пение.
5.

В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?».

1. (6) В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

2. (15) Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало исто­ченную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16) Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(18) Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(9) Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его «долота».
6.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему парень вытащил из ружья патрон и спрятал его?»

Такая реакция  юноши свидетельствует …

1.  о том, что он испугался автора-рассказчика.
2.  о том, что он спешил.
3.  о том, что ему стало стыдно за совершённый поступок.

4.  о том, что он не знал, куда девать птицу.

7.

Укажите, каким средством художественной выразительности является слово «молоточек» в предложении №7:

«Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек».

1. Сравнение.  
2. Олицетворение.
3. Эпитет.
4. Метафора.

Ответы на задания 8 – 21 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.


Замените слово «история» из предложения №14  синонимом, запишите это слово.

8.


Из предложения  № 4  выпишите слово, содержащее орфограмму: «Правописание безударной гласной  корня, проверяемой ударением».

9.


Из предложений № 12 – 15  выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости-глухости согласного звука, обозначенного последующей буквой.

10.


Из предложений № 8 - 11  выпишите слово, в котором правописание Н(НН) определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса  -Н- от существительного, основа которого оканчивается на  Н, пишется  нн».

11.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) при вводном слове.

Я долго шел по ельнику, (1)  пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали.  На заболевшей сосне виднелся узор его «долота».   В бинокль видно было, (2) как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок.   Я спрятался за куст, любуясь работой.  Дятел косился вниз, (3) но продолжал работать. В,(4) эту минуту случилась история,(5)   к сожалению, (6) очень нередкая.

12.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложного предложении, связанными сочинительной связью.

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой дву­стволкой, (1)  со скрипящим поясом, полным патронов. (18) Я не ругался, (2) но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В довершение всего он не знал, (3)  что делать с птицей…
13.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложноподчинённых предложений.

Кажется, (1)не по дереву, (2)   а по тугой струне стучит костяной молоточек. Я долго шел по ельнику, (3)   пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали.  На заболевшей сосне виднелся узор его «долота».  В бинокль видно было, (4) как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок.
14.


Замените словосочетание «научить любить» (предложение  № 24), построенное на основе примыкания,  синонимичным словосочетанием со связью управление.

15.


 Выпишите грамматическую основу предложения № 6.
16.


Среди предложений № 17 – 19  найдите предложение с однородными членами. Напишите   его номер.

17.


Среди предложений  № 11 - 16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

18.


 Укажите количество грамматических основ  предложения № 15.
19.


Среди предложений № 11 – 16  найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер
20.


Среди предложений № 11 – 16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью.  Напишите его номер.

21.

 
Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».