Сайт учителя

русского языка и литературы

Винниковой

Натальи Ивановны

 


 

Вариант 1

 

Прочитайте текст и выполните задания.

 


Вопросы 1-7 (уровень A)

Вопросы 8-21 (уровень В)


(1) Земной шар живет своей собственной, непредсказуемой жизнью, а  на его поверхности протекают сложные процессы. (2) Что же происходит с нашей планетой? (3) Содрогается Земля под воздействием землетрясений. (4) Гибнут люди, населенные пункты. (5) Тайфуны проносятся над го­родами, разрушая здания, выворачивая вековые деревья. (6) Град, ливни обрушиваются на землю, наводнения поглощают не только посевы, но и то, что было создано людьми.

(7) А где-то в другом месте катастрофические засухи ведут к голоду целые народы. (8) Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, ее на­селяющих. (9) Что заставляет ее, прекрасную нашу планету, ста­новиться такой злой и беспощадной? (10) Об этом давно задумы­вались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в чело­веческом обществе: войнами, революциями, религиозными рас­прями, душевными потрясениями. (11) Нет ли здесь какой-то за­висимости?

(12) Может быть, планета по-своему реагирует на вспышки противоречий в социальной сфере человечества? (13)Может быть, Земля нас щадит и по-своему предупреждает? (14) А может быть, она мстит людям? (15) Особенно ярко проявилась эта фа­тальная зависимость в 2001 году, когда социальные взрывы с участием тысяч и тысяч людей буквально перемежаются с катаст­рофическими взрывами в природных условиях Земли. (16) Войны на Балканах, чеченские события, палестино-израильский кон­фликт, афганские распри, африканские столкновения — с одной стороны; одновременно случаются непрерывные землетрясения, на­воднения, тайфуны, извержения — с другой.

(17) Великий ученый В. Вернадский предложил свою нашу­мевшую гипотезу ноосферы, созданной интеллектом, трудом, энергетикой бесконечной смены человеческих поколений. (18) Может быть, острые конфликты, возникающие среди огромных человеческих коллективов, вызывают дисбаланс в энергетиче­ском поле планеты?

(19) А это, в свою очередь, вызывает нарушение привычных природных условий. (20) В определенных случаях существование такой зависимости возможно. (21) Не «думающая планета», мстящая за ошибки, а мы сами вызываем на свою голову природные несчастья. (22) Давайте задумаемся об этом.

 (Г.Смирнов)


 

К каждому заданию 1 – 7 даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный

1.

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему на планете происходят катастрофы?» Укажите верное суждение.

1. Земля живёт по непредсказуемым законам.
2. Планета мстит людям.
3. Человек сам виновен за происходящее на  Земле.
4.  Войны на Земле рождают дисбаланс.
2. Почему автор решил поделиться своими мыслями о процессах, происходящих на Земле?
1.  Автор считает, что Земле угрожают «чёрные дыры».
2.  По утверждению автора, катаклизмы разрушат планету.
3.  Смирнов хочет предотвратить войны.
4. Автор призывает людей задуматься об ответственности за сохранение нашей  планеты.
3.

Как характеризует учёного В. Вернадского информация, заключённая в      предложениях № 17 – 20?

1.  Учёный способен предсказать катаклизмы на планете.
2.  Автор занимает активную жизненную позицию: он призывает задуматься о существовании тесной зависимости между действиями людей и состоянием природной среды.
3. В. Вернадский увлекается физикой.
4. Учёный – знаменитый борец за мир.
4. Укажите, в каком значении употреблено слово «распри» в предложении  №10?
1. Разговоры.
2. Ссоры.
3. Сплетни.
4. Скандалы.
5.

В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1. (1) Земной шар живет своей собственной, непредсказуемой жизнью  (6) Град, ливни обрушиваются на землю, наводнения поглощают не     только посевы, но и то, что было создано людьми.

2. (13)Может быть, Земля нас щадит и по-своему предупреждает? (14) А может быть, она мстит людям?

3. (17) Великий ученый В. Вернадский предложил свою нашу­мевшую гипотезу ноосферы, созданной интеллектом, трудом, энергетикой бесконечной смены человеческих поколений. (18) Может быть, острые конфликты, возникающие среди огромных человеческих коллективов, вызывают дисбаланс в энергетиче­ском поле планеты?

4.  (19) Может быть, острые конфликты, возникающие среди огромных человеческих коллективов, вызывают дисбаланс в энергетиче­ском поле планеты?(20) А это, в свою очередь, вызывает нарушение привычных природных условий.

6.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор называет Землю «доброй, ласковой»?»

Такая характеристика говорит

1. о том, что Земля красивая.о том, что Земля красивая.
2. о том, что Земля для человека – родная мать.
3. о  большой любви и нежности человека к родной планете.

4. об ироническом отношении ко всему происходящему.

7.

Укажите, каким средством художественной выразительности является сочетание слов «планета по-своему реагирует» в предложении     № 12.

1. Сравнение.
2. Олицетворение.
3. Синекдоха.
4. Метафора.

 

Ответы на задания 8 – 21 записывайте словами без пробелов (все буквы заглавные) или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. (каждый символ(буква-цифра-запятая) должен занимать только одну клетку)


  Замените слово «воздействие» из предложения №3  синонимом, запишите это слово.

8.


Из предложения №17  выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

9.


Из предложений № 1 -4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости-глухости согласного звука, обозначенного последующей буквой.

10.


Из предложений  №5 -  6 выпишите страдательное  причастие прошедшего времени с  суффиксом -Н-(-НН-).

11.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) при вводном слове.

А это,(1) в свою очередь,(2) вызывает нарушение привычных природных условий. В определенных случаях существование такой зависимости возможно. Не «думающая планета»,(3)  мстящая за ошибки,(4) а мы сами вызываем на свою голову природные несчастья. Давайте задумаемся об этом.

12.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Земной шар живет своей собственной, (1) непредсказуемой жизнью, (2) а  на его поверхности протекают сложные процессы. Что же происходит с нашей планетой?  Содрогается Земля под воздействием землетрясений.  Гибнут люди, (3)населенные пункты. Тайфуны проносятся над го­родами, (4) разрушая здания, (5) выворачивая вековые деревья.

13.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Добрая, (1)  ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, (2)  ее на­селяющих. Что заставляет ее, (3)   прекрасную нашу планету, (4)  ста­новиться такой злой и беспощадной? Об этом давно задумы­вались люди, замечая, (5)   что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, (6)   возникающими в чело­веческом обществе: войнами, (7)   революциями, (8)   религиозными рас­прями, (9)   душевными потрясениями.

14.


Замените словосочетание «войны на Балканах»  (предложение  № 15), построенное на основе управления,  синонимичным словосочетанием со связью согласование.

15.


Выпишите грамматическую основу предложения № 11.
16.


Среди предложений № 7 – 11 найдите  предложение, где  имеются обобщающее слово и однородные члены. Напишите   его номер

17.


Среди предложений № 7 – 10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите   его номер.

18.


Укажите количество грамматических основ  предложения № 10.

19.


Среди предложений № 15 – 17  найдите  бессоюзное сложное  предложение. Напишите его номер.

20.


Среди предложений № 1- 6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью.  Напишите его номер.

21.

 
Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».