Сайт учителя

русского языка и литературы

Винниковой

Натальи Ивановны

 


 

Вариант 2

 

Прочитайте текст и выполните задания.

 


Вопросы 1-7 (уровень A)

Вопросы 8-21 (уровень В)


(1) Для вас все вороны, конечно, одинаковы, вы из них ни за что не отличите даже самца от самки, они же отлично знают вас, и всю вашу родню, и всех ваших гостей.(2) И когда приходит к вам в дом кто-нибудь такой, кого они никогда не ви­дали, они начинают встревоженно каркать, желая предупредить о воз­можной для вас опасности, потому что по долгому опыту жизни знают, что всякий новый человек — это какое-нибудь беспокойство.

(З) Они считают, что когда выплескивают с вашей кухни помои, то это для них; и за то это, что они ведь ваши вороны, вашего двора, вашего и еще двух-трех по­близости, но не дальше трех: там уже начинаются свои вороны, а еще дальше — свои. (4) У них строго разграничены все дома в населенном месте: эти — наши, а вот эти — ваши, другие вороны. (5) И что бы там ни говорили, а когда с конька вашей крыши они кидаются на ястреба, который вьется над вашими курами, они ведут себя как дворовые собаки; и когда ястреба прогонят, они прилетают снова на крышу и каркают по-особенному, пригибая и выставляя голову и распушив хвост. (6) Приблизительно карканье значит: «Вы видели, конечно, летал ястреб, он мог задрать самую лучшую из ваших кур, но мы-ы...» (7) Каркают этак они в смут­ной надежде, что вы их когда-нибудь да поймете и кинете им за службу нескупой кусок хлеба.

(8) В старину, когда люди были ближе к природе и непосредственней, ворон на­зывали вещуньями, но теперь вороны потеряли способность вещать. (9) Сейчас во­роны бывают сыты, от сытости очень чувствительны, от чувствительности — не­ловки, и чаще случается, что то или это они проворонят. (10) Если они кое-что из своих знаний и потеряли, все-таки они остаются сметливы, себе на уме, осторож­ны и домовиты.

(С. Сергеев-Ценский)


 

К каждому заданию 1 – 7 даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный

1.

 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос:          «Какова цель автора данного текста?»

1. Сообщить сведения, представляющие интерес  для учёных.
2. Выразить личное отношение к описываемым фактам.
3. Доступно изложить факты.
4. Убедить читателя быть внимательными к миру живой природы.
2. Почему автор называет ворон вещуньями?
1. Вороны отлично знают нас и всю нашу семью.
2. Они  предупреждают человека об опасности.
3. Птицы нас защищают.
4. Они надеются на то, что мы их накормим.
3.

Как характеризует автора информация,  заключённая в данном тексте? Укажите неверное суждение.

1. Автор увлекается наукой.
2. Наблюдение за живыми существами – основная задача учёного.
3. С. Сергеев-Ценский очень наблюдателен.
4. Он желал освоить сложные процессы в мире природы.
4.

Укажите, в каком значении употреблено слово «сметливый».

1. Хитрый.
2. Сообразительный.
3. Хлопотливый.
4. Бережливый.
5.

В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1. (8) В старину, когда люди были ближе к природе и непосредственней, ворон на­зывали вещуньями, но теперь вороны потеряли способность вещать. (9) Сейчас во­роны бывают сыты, от сытости очень чувствительны, от чувствительности — не­ловки, и чаще случается, что то или это они проворонят.

2. (1) Для вас все вороны, конечно, одинаковы, вы из них ни за что не отличите даже самца от самки, они же отлично знают вас, и всю вашу родню, и всех ваших гостей; и когда приходит к вам в дом кто-нибудь такой, кого они никогда не ви­дали, они начинают встревоженно каркать. (2) Они вас хотят предупредить о воз­можной для вас опасности, потому что по долгому опыту жизни знают, что всякий новый человек — это какое-нибудь беспокойство.

3. (9) Сейчас во­роны бывают сыты, от сытости очень чувствительны, от чувствительности — не­ловки, и чаще случается, что то или это они проворонят. (10) Если они кое-что из своих знаний и потеряли, все-таки они остаются сметливы, себе на уме, осторож­ны и домовиты.

4. (6) Приблизительно карканье значит: «Вы видели, конечно, летал ястреб, он   мог задрать самую лучшую из ваших кур, но мы-ы...» (7) Каркают этак они в смут­ной надежде, что вы их когда-нибудь да поймете и кинете им за службу нескупой кусок хлеба.

6.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему вороны сегодня не настолько могут помочь людям, как раньше?»

Вороны отдалились от людей…

1. потому что люди уничтожают птиц.
2. так как человек отдалился от природы.
3. потому что люди перестали кормить птиц.

4. так как вороны поглупели.

7.

Укажите, какое средство  художественной выразительности  используется автором в  предложении № 7: « Каркают этак они в смут­ной надежде, что вы их когда-нибудь да поймете и кинете им за службу нескупой кусок хлеба».

1. Лексический повтор.
2. Риторический вопрос.
3. Метонимия.
4. Разговорные конструкции.

 

Ответы на задания 8 – 21 записывайте словами без пробелов (все буквы заглавные) или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. (каждый символ(буква-цифра-запятая) должен занимать только одну клетку)

 


 Замените слово «опасность» из предложения №2 синонимом, запишите это  слово.

8.


Из предложения № 5  выпишите слово, содержащее разделительный  Ъ (Ь), правописание которого  определяется расположением в приставке или в корне  и наличием перед ним  букв е,ё, ю, я.

9.


Из предложений № 1 - 2 выпишите слово с приставкой  пре- ( при-).

10.


 Из предложения №2 выпишите слово, в котором правописание Н(НН) в суффиксе  определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

11.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) при вводном слове.

Для вас все вороны, (1)  конечно, (2)  одинаковы, (3)   вы из них ни за что не отличите даже самца от самки(4)   они же отлично знают вас, (5)и всю вашу родню, (6)   и всех ваших гостей. (2) И когда приходит к вам в дом кто-нибудь такой, (7)   кого они никогда не ви­дали, (8) они начинают встревожено каркать, желая предупредить  о воз­можной для вас опасности, (9)   потому что по долгому опыту жизни знают, (10)   что всякий новый человек — это какое-нибудь беспокойство.

12.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.

Приблизительно карканье значит: «Вы видели, (1)   конечно, (2)   летал ястреб, (3)   он мог задрать самую лучшую из ваших кур!» Каркают этак они в смут­ной надежде, (4)   что вы их когда-нибудь да поймете и кинете им за службу нескупой кусок хлеба. В старину, (5)   когда люди были ближе к природе и непосредственней, (6)   ворон на­зывали вещуньями, (7)   но теперь вороны потеряли способность вещать.

13.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными подчинительной связью.

Они вас хотят предупредить о воз­можной для вас опасности, (1)    потому что по долгому опыту жизни знают, (2)   что всякий новый человек — это какое-нибудь беспокойство. Сейчас во­роны бывают сыты, (3)    от сытости очень чувствительны, (4)   от чувствительности — не­ловки, (5)   и чаще случается, (6)    что то или это они проворонят.

14.


Назовите тип подчинительной связи в словосочетании «называли вещуньями» (предложение №8).

15.


Выпишите грамматическую основу предложения: «У них строго разграничены все дома в населенном месте».

16.


Среди предложений   4 – 7 найдите  предложение, где запятые выделяют обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Напишите его номер.

17.


Среди предложений № 1 – 2  найдите предложение с однородными членами. Напишите   его номер.

18.


Укажите количество грамматических основ  предложения № 2.
19.


Среди предложений   1 – 3  найдите бессоюзное сложное предложение,  напишите его номер.
20.


Среди предложений № 2-4 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным и   последовательным подчинением. Напишите его номер.
21.

 
Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».