Сайт учителя
русского языка и литературы
Винниковой
Натальи Ивановны
Прочитайте текст и выполните задания.
Вопросы 1-7 (уровень A)
Вопросы 8-21 (уровень В)
(1) Для вас все вороны, конечно, одинаковы, вы из них ни за что не отличите даже самца от самки, они же отлично знают вас, и всю вашу родню, и всех ваших гостей.(2) И когда приходит к вам в дом кто-нибудь такой, кого они никогда не видали, они начинают встревоженно каркать, желая предупредить о возможной для вас опасности, потому что по долгому опыту жизни знают, что всякий новый человек — это какое-нибудь беспокойство.
(З) Они считают, что когда выплескивают с вашей кухни помои, то это для них; и за то это, что они ведь ваши вороны, вашего двора, вашего и еще двух-трех поблизости, но не дальше трех: там уже начинаются свои вороны, а еще дальше — свои. (4) У них строго разграничены все дома в населенном месте: эти — наши, а вот эти — ваши, другие вороны. (5) И что бы там ни говорили, а когда с конька вашей крыши они кидаются на ястреба, который вьется над вашими курами, они ведут себя как дворовые собаки; и когда ястреба прогонят, они прилетают снова на крышу и каркают по-особенному, пригибая и выставляя голову и распушив хвост. (6) Приблизительно карканье значит: «Вы видели, конечно, летал ястреб, он мог задрать самую лучшую из ваших кур, но мы-ы...» (7) Каркают этак они в смутной надежде, что вы их когда-нибудь да поймете и кинете им за службу нескупой кусок хлеба.
(8) В старину, когда люди были ближе к природе и непосредственней, ворон называли вещуньями, но теперь вороны потеряли способность вещать. (9) Сейчас вороны бывают сыты, от сытости очень чувствительны, от чувствительности — неловки, и чаще случается, что то или это они проворонят. (10) Если они кое-что из своих знаний и потеряли, все-таки они остаются сметливы, себе на уме, осторожны и домовиты.
(С. Сергеев-Ценский)
К каждому заданию 1 – 7 даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Какова цель автора данного текста?»
Как характеризует автора информация, заключённая в данном тексте? Укажите неверное суждение.
Укажите, в каком значении употреблено слово «сметливый».
В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
2. (1) Для вас все вороны, конечно, одинаковы, вы из них ни за что не отличите даже самца от самки, они же отлично знают вас, и всю вашу родню, и всех ваших гостей; и когда приходит к вам в дом кто-нибудь такой, кого они никогда не видали, они начинают встревоженно каркать. (2) Они вас хотят предупредить о возможной для вас опасности, потому что по долгому опыту жизни знают, что всякий новый человек — это какое-нибудь беспокойство.
3. (9) Сейчас вороны бывают сыты, от сытости очень чувствительны, от чувствительности — неловки, и чаще случается, что то или это они проворонят. (10) Если они кое-что из своих знаний и потеряли, все-таки они остаются сметливы, себе на уме, осторожны и домовиты.
4. (6) Приблизительно карканье значит: «Вы видели, конечно, летал ястреб, он мог задрать самую лучшую из ваших кур, но мы-ы...» (7) Каркают этак они в смутной надежде, что вы их когда-нибудь да поймете и кинете им за службу нескупой кусок хлеба.
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему вороны сегодня не настолько могут помочь людям, как раньше?»
Вороны отдалились от людей…
4. так как вороны поглупели.
Укажите, какое средство художественной выразительности используется автором в предложении № 7: « Каркают этак они в смутной надежде, что вы их когда-нибудь да поймете и кинете им за службу нескупой кусок хлеба».
Ответы на задания 8 – 21 записывайте словами без пробелов (все буквы заглавные) или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. (каждый символ(буква-цифра-запятая) должен занимать только одну клетку)
Замените слово «опасность» из предложения №2 синонимом, запишите это слово.
Из предложения № 5 выпишите слово, содержащее разделительный Ъ (Ь), правописание которого определяется расположением в приставке или в корне и наличием перед ним букв е,ё, ю, я.
Из предложений № 1 - 2 выпишите слово с приставкой пре- ( при-).
Из предложения №2 выпишите слово, в котором правописание Н(НН) в суффиксе определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Для вас все вороны, (1) конечно, (2) одинаковы, (3) вы из них ни за что не отличите даже самца от самки(4) они же отлично знают вас, (5)и всю вашу родню, (6) и всех ваших гостей. (2) И когда приходит к вам в дом кто-нибудь такой, (7) кого они никогда не видали, (8) они начинают встревожено каркать, желая предупредить о возможной для вас опасности, (9) потому что по долгому опыту жизни знают, (10) что всякий новый человек — это какое-нибудь беспокойство.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.
Приблизительно карканье значит: «Вы видели, (1) конечно, (2) летал ястреб, (3) он мог задрать самую лучшую из ваших кур!» Каркают этак они в смутной надежде, (4) что вы их когда-нибудь да поймете и кинете им за службу нескупой кусок хлеба. В старину, (5) когда люди были ближе к природе и непосредственней, (6) ворон называли вещуньями, (7) но теперь вороны потеряли способность вещать.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными подчинительной связью.
Они вас хотят предупредить о возможной для вас опасности, (1) потому что по долгому опыту жизни знают, (2) что всякий новый человек — это какое-нибудь беспокойство. Сейчас вороны бывают сыты, (3) от сытости очень чувствительны, (4) от чувствительности — неловки, (5) и чаще случается, (6) что то или это они проворонят.
Назовите тип подчинительной связи в словосочетании «называли вещуньями» (предложение №8).
Выпишите грамматическую основу предложения: «У них строго разграничены все дома в населенном месте».
Среди предложений № 4 – 7 найдите предложение, где запятые выделяют обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Напишите его номер.
Среди предложений № 1 – 2 найдите предложение с однородными членами. Напишите его номер.