Сайт учителя

русского языка и литературы

Винниковой

Натальи Ивановны

 


 

Вариант 3

 

Прочитайте текст и выполните задания.

 


Вопросы 1-7 (уровень A)

Вопросы 8-21 (уровень В)


(1) В древних культурах мы видим не просто «объект архео­логической науки», а свои корни, свои традиции, пережившие века.

(2) Раскопки и  их изучение  на территории нашей страны показывают, что во все времена на её огромной территории оби­тало множество разных народов с различными языками, рели­гиями, культурами, антропологическим обликом. (3) Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков, и такое смешение происходило повсеместно. (4) На планете нет ни од­ной «чистой» расы, нет на Земле ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (5) Нет ни одной «культуры в чистом виде» - процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (6) Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (7) Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «пол­ностью заимствованных» культур.

(8) Для первобытного человека «людьми», как нам известно, были лишь чле­ны его племени. (9) Все остальные были врагами или злыми демонами. (10) Для греков все негреки были варварами. (11) Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, - «неверными». (12) Для европейцев XVIII и даже XIX века всё остальное чело­вечество было скопищем дикарей. (13) Для нас, людей XXI века, знающих своё прошлое, каждый человек на земном шаре при­надлежит к единой семье - ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.

(По  А. Кондратову)


 

К каждому заданию 1 – 7 даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный

1.

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Что представляет собой древняя культура?»  Укажите верное суждение.

1. Культура – не просто объект исследования археологии,  но и возможность постижения прошлого.

2. Археология исследует наши корни, традиции.
3. Наука археология переживёт века.
4.  Мы должны изучать культуру.
2.

Почему, по мнению автора, важны раскопки и исследования на территории нашей страны?

1. Надо увлекаться археологией.
2. Раскопки  помогают лучше узнать историю всех народов.
3. Исследования развивают наш ум.
4. Человек превращается в дикаря.
3.

 Как характеризует автора информация,  заключённая в данном тексте?

1. Автор занимается археологическими раскопками.
2. А.Кондратов борется за мир во всём мире.
3. Автор – патриот, интернационалист.
4. Автор заботится о своей карьере.
4. Укажите, в каком значении употреблено слово «история» в предложении №6?
1. Рассказ.
2. Происшествие.
3. Случай.
4. Наука.
5.

В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого? 

1. (4) И такое смешение происходило повсеместно. (5) На планете нет ни од­ной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного.

2. (8) Для первобытного человека «людьми», как нам известно, были лишь чле­ны его племени. (9) Все остальные были врагами или злыми демонами.

3. (10) Для греков все негреки были варварами. (11) Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, - «неверными».

4.  (6) Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (7) Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «пол­ностью заимствованных» культур.

6.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор решил поделиться своими мыслями об археологических раскопках и исследованиях?»

Автора волнует эта проблема…

1. так как его интересует история древних цивилизаций.
2. потому что, по мнению  автора, изучение  археологических находок  приводит к осознанию равенства всех людей.
3. он хотел привлечь внимание к раскопкам.

4. потому что в данном тексте В. Кондратов предложил свою версию   развития     культуры.

7.

Укажите, каким средством художественной выразительности является слово «злыми» в предложении9: «Все остальные были врагами или злыми демонами».

1. Сравнение.
2. Олицетворение.
3. Эпитет.
4. Метафора.

Ответы на задания 8 – 21 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.


 Замените слово «объект» из предложения №1 синонимом, запишите это  слово.

8.


Из предложения № 8  – 9  выпишите слово(-а), в котором есть непроизносимая  согласная  в корне слова.

9.


Из предложений № 2  выпишите слово(-а) , в котором(-ых) правописание приставки зависит от звонкости-глухости согласного звука, обозначенного последующей буквой.

10.


Из предложения №5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах  глаголов  прошедшего времени пишется гласная, стоящая  в инфинитиве перед  -ть».

11.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) при вводном предложении.

Изучение древней истории приводит к выводу, (1)что все люди Земли равны. Нет высших и низших рас, (2)нет «культурных» и «варварских» языков,(3) нет «целиком самостоятельных» и «пол­ностью заимствованных» культур. Для первобытного человека «людьми», (4) как нам известно, (5) были лишь чле­ны его племени. Все остальные были врагами или злыми демонами.

12.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями  сложносочинённого предложения.

Раскопки и  исследования на территории нашей страны показывают, (1) что во все времена на её огромной территории оби­тало множество разных народов с различными языками, (2) рели­гиями, (3)  культурами, (4) антропологическим обликом.  Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков(5), и такое смешение происходило повсеместно.

13.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

В древних культурах мы видим не просто «объект архео­логической науки», а свои корни, (1)   свои традиции, (2)  пережившие века. Раскопки и  исследования на территории нашей страны показывают, (3)  что во все времена на её огромной территории оби­тало множество разных народов с различными языками, (4)   рели­гиями, (5)  культурами, (6)  антропологическим обликом.

14.


Замените словосочетание «в древних культурах»  (предложение  № 1), построенное на основе согласования,  синонимичным словосочетанием со связью управление.

15.


 Выпишите грамматическую основу предложения № 10.
16.


Среди предложений № 6 – 8  найдите предложение с однородными дополнениями. Напишите   его номер.

17.


Среди предложений № 1 – 3 найдите  предложение, где запятые выделяют обособленное определение. Напишите его номер.

18.


Укажите количество грамматических основ  предложения № 4.
19.


Среди предложений № 6 – 10 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите его номер.
20.


Среди предложений № 9 – 13  найдите сложное  предложение с разными видами связи. Напишите его номер.

21.

 
Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».