Сайт учителя

русского языка и литературы

Винниковой

Натальи Ивановны

 


 

Вариант 5

 

Прочитайте текст и выполните задания.

 


Вопросы 1-7 (уровень A)

Вопросы 8-21 (уровень В)


   (1) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. (2) Эта любовь, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а  затем ко всему человечеству, к человеческой Культуре.

    (3) Истинный патриотизм - это первая ступень к действенному интернационализму. (4) Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. (5) Передо мной - крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет!

     (6) Человек живет в определенной окружающей среде, загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. (7) Всем известны те гигантские усилия,  которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами,  учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения  воздух, водоемы, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных.

    (8) Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. (9) Целительная сила природы хорошо известна. (10) Наука,  которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы,  называется экологией, и как дисциплина она начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

  (Д.С. Лихачев)


 

К каждому заданию 1 – 7 даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный

1.

 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Какая  мысль не отражена в тексте?»

1. Настоящий патриотизм начинается с любви к своей семье, к своему дому.
2. Экология начинает преподаваться во многих высших учебных заведениях.
3. Загрязнение среды мешает нормальной работе промышленности.
4.  Многие знают о целительной силе  природы.
2. Почему, на ваш взгляд, патриотизм – это путь к интернационализму?
1. Интернационализм – это любовь к родному краю.
2. Наш край -  это часть общей для всех людей планеты Земля.
3. Патриотизм – это любовь к Родине.
4. Любовь к родному краю перерастает в любовь ко всему человечеству.
3.

Как характеризует академика Д.Лихачёва информация, заключённая в предложениях  № 6 – 10?

1. Автор старается понять, что такое истинный интернационализм.
2. Д.Лихачёв увлекается астрономией.
3. По утверждению автора, загрязнение среды угрожает жизни Земли.
4. Автор беспокоится о состоянии природной среды.
4. Укажите, в каком значении употреблено слово «планета» в предложении №5?
1. Космическое тело.
2. Наша Земля.
3. Галактика.
4. Астероид.
5.

В каком варианте ответа в содержании второго предложения есть противопоставление содержанию первого?

1. (1) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. (2) Эта любовь, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а  затем ко всему человечеству, к человеческой Культуре.

2. (4) Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу огромную Землю из мирового пространства. (5)Передо мной -  крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет!

3. (9) Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. (10) Целительная сила природы хорошо известна.

4. (5) Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет! (6) Человек живет в определенной окружающей среде, загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству.

6.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор представляет себя «смотрящим на нашу Землю из мирового пространства?»

Это сравнение говорит о том…

1. что автор старается понять, что такое истинный интернационализм.
2. что планета одинока среди галактик.
3. что, по утверждению Д. Лихачёва, загрязнение среды угрожает жизни Земли.

4. что автор беспокоится о состоянии природной среды.

7.

Укажите, какое  средство художественной выразительности определяет эмоциональный настрой  в предложении № 5: «Передо мной - крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет!»

1. Сравнение.
2. Олицетворение.
3. Эпитет.
4. Метафора.

Ответы на задания 8 – 21 записывайте словами без пробелов (все буквы заглавные) или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.


 Замените слово «страна» из предложения №2 синонимом, запишите это слово.

8.


 Из предложения №1  выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

9.


Из предложений № 45  выпишите слово, в котором     правописание приставки зависит от звонкости-глухости согласного звука, обозначенного последующей буквой.

10.


Из предложений № 5-6  выпишите слово с -Н-(-НН-) в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени.

11.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все тире. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  тире  между подлежащим и сказуемым.

Любовь к родному краю,  к родной культуре,   к родному селу или городу,  к родной речи начинается с малого(1)   с любви к своей семье, к своему жилищу,  своей школе.  Эта любовь,  постепенно расширяясь,  переходит в любовь к своей стране  -  к ее истории,    ее прошлому и настоящему, а  затем ко всему человечеству, к человеческой Культуре. Истинный патриотизм (2)  -  это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства.

12.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного  текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.

Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, (1) но чтобы сохранить также природу, (2) которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна. Наука, (3)  которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, (4)   называется экологией,(5)   и как дисциплина она начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

13.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Истинный патриотизм - это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, (1)  я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Передо мной - крошечная планета, (2) на которой мы все живем, (3) бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, (4)  отдаленных друг от друга миллионами световых лет!

14.


Замените словосочетание «сила  природы» (предложение №1), построенное на основе управления,  синонимичным словосочетанием со связью согласование.

15.


Выпишите грамматическую основу предложения № 3.
16.


Среди предложений № 4 – 6  найдите предложение с однородными сказуемыми. Напишите   его номер.

17.


Среди предложений  № 1 - 3 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите его номер.

18.


Укажите количество грамматических основ  предложения №6.
19.


Среди предложений № 4 – 6  найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер
20.


Среди предложений № 2-8 найдите сложное предложение с  последовательным и однородным подчинением придаточных
21.

 
Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».