Уважаемые коллеги!
Вам известно, что в типовые задания ЕГЭ по русскому языку в 2006 году были внесены изменения. Одно из них – тест Б8. Это, пожалуй, самое трудное, но и самое важное задание, так как, считая только «сырые» баллы, на нем можно заработать целых 2, а по 100–балльной шкале – до 8 баллов. Это очень много, поэтому, несмотря на очевидную трудность задания, игнорировать его нельзя.
Суть задания не изменилась: выпускник должен продемонстрировать знание средств художественной выразительности, уметь находить их в тексте и объяснять их роль в соответствии с задачей речи и замыслом автора. Но стал иным вид теста: вместо нахождения в тексте 3 выразительных средств из предложенного списка, учащимся предъявляется фрагмент рецензии с лакунами, которые необходимо заполнить названиями средств художественной выразительности из набора, включающего 10 терминов. На наш взгляд, задание стало не легче, но целесообразнее: во-первых, исчезло дублирование той части рецензии, в которой требовалось «назвать не менее двух характерных для исходного текста языковых средств и объяснить их роль в данном тексте, привести примеры»; во-вторых, тест стал менее формальным, так как если в указанном предложении исходного текста имеется несколько художественных средств, то для правильного ответа ученик должен понимать роль каждого из них.
Как это бывает почти всегда, авторы методических пособий не успевают за изменениями, и практически все книги по подготовке к ЕГЭ, вышедшие в 2006 году, содержат задание Б8 в его прежнем виде. Поэтому неизбежно возникает нехватка дидактических материалов для отработки этого теста. Цель настоящего пособия – в какой-то степени восполнить этот пробел и помочь преподавателям-словесникам, особенно выпускающим.
Любая работа по повторению в старших классах начинается с диагностики знаний. Как правило, «сухой остаток» сведений о выразительных средствах языка, оставшихся после среднего звена, невелик. Дети помнят простые тропы (эпитет, гипербола) и те синтаксические средства, название которых не содержит сложной терминологии (например, лексический повтор); на роль этих художественных средств могут указать лишь единицы.
В октябре 2005 года после проведения в выпускных классах МОУ «Гимназия» диагностических работ с использованием таблиц, имеющихся в данном пособии, получилась следующая картина.
Название средств выразительности |
Процент учащихся, знающих определение выразительных средств |
11 А |
11 Б |
Эпитет |
100 |
100 |
Антитеза |
88 |
100 |
Олицетворение |
88 |
100 |
Сравнение |
88 |
100 |
Гипербола |
88 |
92 |
Лексический повтор |
64 |
96 |
Риторический вопрос |
62 |
86 |
Метафора |
48 |
75 |
Звукопись |
48 |
75 |
Литота |
36 |
75 |
Оксюморон |
36 |
75 |
Анафора |
42 |
88 |
Перифраз |
42 |
60 |
Синекдоха |
36 |
46 |
Метонимия |
28 |
46 |
Синтаксический параллелизм |
12 |
32 |
Градация |
6 |
32 |
Риторическое обращение |
0 |
14 |
Асиндетон |
0 |
8 |
Полисиндетон |
0 |
8 |
Парцелляция |
0 |
8 |
Эллипсис |
0 |
8 |
Из таблицы видно, что 11А класс был гораздо меньше «обременен» знаниями, чем параллельный 11Б. Это типичная ситуация в любой школе, где в параллели больше одного класса, поэтому учителю-словеснику приходится по-разному готовиться к урокам в классах с разным уровнем подготовленности учащихся. Используя данные диагностики, мы не стали тратить время на работу с понятиями, которые незнакомы большинству учащихся. Таким образом, в 11 А классе последним термином в списке оказалась метонимия, а 11 Б – градация. Как ни печально, но понятия, находящиеся в списке после этих терминов, оказались вне сферы нашего внимания: на то, чтобы усвоить их смысл, научиться находить и указывать на их роль в тексте, понадобилось бы слишком много времени ( не будем забывать, что это только один тест из 39, пусть и очень важный). Экзамен показал, что эта тактика себя оправдала.
После того как выяснился объем работы в каждом классе и одиннадцатиклассники повторили и записали определения понятий, мы стали работать с конкретными текстами, а задания в измененном виде (фрагмент рецензии с лакунами и набор терминов) пришлось «сочинять». Некоторые из этих заданий вместе с текстами предлагаются вашему вниманию. В пособие мы постарались включить тексты, разноплановые и по тематике, и по стилю (публицистические, художественные). Большинство средств выразительности в текстах встречается хотя бы один раз.
Разумеется, эти тексты могут быть использованы и для написания рецензий (часть С), и для выполнения других заданий ЕГЭ – по желанию учителя.
Если это пособие сможет в чем-то помочь учителям-словесникам, мы будем считать свою задачу выполненной.
Удачи вам, коллеги!
Доцент кафедры гуманитарного образования ИПКиРРО
Астраханцева Татьяна Степановна |
|
Скачать тесты